aleks_lukyanov Golden Entry

Categories:

СЕВЕР: что сегодня полагается работающим в тяжелых условиях людям

Не для кого не секрет, что географические и климатические особенности нашей страны очень разнообразны и зачастую весьма неблагоприятны. территориями Севера охвачено примерно 2/3 всей России. Эти территории имеют большой экономический потенциал и, очевидно, что люди, проживающие и работающие в столь непростых условиях, нуждаются в особом подходе в регулировании их труда.

Кольский полуостров (фото из открытого источника)
Кольский полуостров (фото из открытого источника)

В районах Севера проживает почти десять миллионов человек. Это не так много в масштабах страны, но возможности Северных территорий остаются по-прежнему не раскрытыми полностью. Потенциал Севера – это не только находящиеся в его недрах запасы полезных ископаемых, но и в том числе сельское хозяйств, рыболовство, лесозаготовки и большой человеческий ресурс. 20% внутреннего валового продукта страны приходятся на Северные территории. Также на Севере производится 25% лесной продукции, 18% электроэнергии и, как было уже сказано выше, добывается большинство полезных ископаемых.

Якутия (фото из открытого источника)
Якутия (фото из открытого источника)

Несмотря на то, что Северные территории обширны, многие из них имеют тенденцию к уменьшению численности населения. По данным Росстата за последние 10 лет, мало в каких районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях наблюдается численный прирост населения. Во многом это связано с неблагоприятными условиями, с которыми людям приходится сталкиваться, выбрав Север в качестве места своего жительства и места своей работы, но еще и из-за недостаточного уровня гарантий в сфере труда и социального обеспечения.

Обратившись к советскому законодательству, очевидно, что освоение Севера было приоритетной задачей государства, а, следовательно, приоритетным было нормативное регулирование гарантий и льгот, предоставляемых работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему.

Установления льгот для работающих в Северных районах граждан началось с принятия Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1932 «Об утверждении Положения о льготах для лиц, работающих на Крайнем севере РСФСР». Стоит отметить, что на время Великой отечественной войны такие льготы не действовали, а их восстановление произошло только в 1945 году.

После окончания Великой Отечественной войны работникам Севера постепенно восстанавливают трудовые гарантии и льготы. Уже 1 августа 1945 года были вновь введены довоенные льготы на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера».

В последующие годы наблюдалась тенденция отраслевого регулирования величин районных коэффициентов. Так, например, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1959 № 527/13 установлены районные коэффициенты для работников нефтяной и газовой промышленности. Также были установлены районные коэффициенты для работников сферы строительства, здравоохранения и для прочих категорий работников. Наличие большого количества документов, фактически регулирующих одни и те же отношения в сфере труда, отрицательно сказалось на правоприменительной практике по отраслям, а также усложняло работу кадровым службам, создавало условия для дискриминации по роду трудовой деятельности, хотя степень воздействия неблагоприятных производственных факторов чаще всего была одна и та же.

Красноярский край (фото из открытого источника)
Красноярский край (фото из открытого источника)

В 1960-1980-х годах географические рамки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей расширялись, принимались соответствующие нормативные правовые акты. Ряд постановлений с изменениями и дополнениями действуют и в настоящее время.

Так, например, в настоящее время при определении районного коэффициента, подлежащего применению при расчете заработной платы, применяется перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.

Несмотря на разрозненность нормативных правовых документов, регулирующих права и гарантии работникам Севера, происходило как непосредственно увеличение льгот для данной категории лиц, так и включение дополнительных районов в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Значительные изменения законодательства, закрепляющего трудовые гарантии и льготы работников Севера, произошли в России в 90-х годах.

Курильские острова (фото из открытого источника)
Курильские острова (фото из открытого источника)

В 1993 году был принят действующий в настоящее время Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Принятие данного закона имело большое для правоприменительной практики значение: с момента его принятия все прочие нормативные документы стали действовать в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, что способствовало упорядочению предоставления льгот работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, из законодательства были исключены нормы отраслевого регулирования, существовавшие во времена СССР. Вместе с тем очевидно, что уровень гарантий работникам Севера стал претерпевать значительные изменения в сторону сокращения.

Многие положения Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» носили отсылочный характер, например, нормы о районных коэффициентах и надбавках к заработной плате. Указанные правоотношения требовали принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации о порядке исчисления непрерывного трудового стажа, основаниях и величине надбавок, соответствующих нормативных актов об установлении величин районных коэффициентов. Существенным является закрепленный данным законом принцип установления единых величин районных коэффициентов для всех работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

Статья 6 раздела II вышеуказанного закона определяла государственные гарантии лицам, высвобождаемым из районов Крайнего Севера и приравненных местностей в связи с ликвидацией организации-работодателя, реорганизацией такой организации, для которых сохраняется на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.

Приморский край (фото из открытого источника)
Приморский край (фото из открытого источника)

Начиная с 1 февраля 2002 года постепенно изменяется подход к льготам работникам Севера. Трудовой кодекс Российской Федерации в целом сохранил подходы к регулированию гарантий работникам Севера, однако в части сокращенного рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, императивная норма, закреплявшая данное право, сменилась диспозитивной, предполагающей договорное установление такого режима рабочего времени (сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, может устанавливаться коллективным договором или трудовым договором с работницей).

Статья 321 Трудового кодекса Российской Федерации закрепила право на дополнительный отпуск только работников Крайнего Севера (24 календарных дня) и для работников местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (16 календарных дней). Однако в этой статье ничего не говорится о прочих районах Севера, в которых заработная плата работникам выплачивается с районным коэффициентом.

30 июня 2006 года в Трудовой кодекс Российской Федерации вновь были внесены изменения, в том числе в части гарантий и льгот работникам Крайнего Севере и приравненных к нему местностей.

Работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации-работодателя в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивалось выходное пособие в размере среднего заработка и сохранялась средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем за шесть месяцев с учетом выплаченного выходного пособия.

С вступлением 6 октября 2006 года внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Стоит отметить существовавшую до недавнего времени неопределенность в вопросе, связанном с применением районных коэффициентов и надбавок в целях оплаты труда.

Северное сияние (фото из открытого источника)
Северное сияние (фото из открытого источника)

Еще в 2011 году Верховный суд Российской Федерации высказал свою позицию, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны быть начислены к зарплате работников, которая должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (определение Верховного суда Российской Федерации от 24.06.2011 № 52-В11-1 и определение Верховного суда Российской Федерации от 08.04.2011 № 3-В11-4). Однако до недавнего времени судебная практика оставалась противоречивой, особенно после того, как в 2016 году Верховный Суд Российской Федерации определил, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (определение Верховного суда Российской Федерации от 08.08.2016 № 72КГ16-4 и определение Верховного суда Российской Федерации от 19.09.2016 № 51-КГ16-10).

27 февраля 2017 года Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, с целью решения проблемы реального снижения заработной платы и утраты гарантий и компенсаций для низкооплачиваемых работников бюджетной сферы, обратилась к Председателю Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькину с просьбой обратить внимание на указанную проблему и подтвердить позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определениях № 1557-О-О от 17.12.2009, № 162-О-О от 25.02.2010, № 327-О от 25.02.2013.

По итогам рассмотрения заявления принято постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-П/2017 «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш», согласно которому районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями (в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Хибинская горная тундра (фото из открытого источника)
Хибинская горная тундра (фото из открытого источника)

Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, имеют право на установленный районный коэффициент и надбавку к заработной плате.

Несмотря на то, что законодательством предусмотрены различные гарантии и льготы для работников Северных регионов, в том числе дополнительные оплачиваемые отпуска, право на оплату стоимости багажа к месту отдыха и обратно, соответствующие выплаты при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, досрочное назначение страховой пенсии, указанные гарантии и льготы не компенсируют в полной мере затраты, связанные с работой и проживанием в тяжелых природно-климатических условиях Севера. У граждан отсутствуют стимулы переезжать в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для осуществления трудовой деятельности.

Дополнительные гарантии, устанавливаемые для работников регионами, также не решают проблему полностью, так как они весьма неравномерно распределены и зависят от региональных бюджетов.

В заключение следует отметить, что необходимы конкретные меры государства, направленные на существенное повышение заработной платой работников Севера, обеспечение их достойным жильем, соответствующими гарантиями медицинского и социального обеспечения.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic